программа воспитания ЛДПД гимназия 108

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №108 им. В.Н. Татищева
(МАОУ гимназия №108)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

Директором МАОУ гимназия №108

МАОУ гимназия №108

Приказ № 178/13-од от 30.08.2023г.

Протокол №1 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
“СОЛНЫШКО” НА БАЗЕ МАОУ ГИМНАЗИЯ № 108

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания (далее рабочая программа) в лагере с
дневным пребыванием детей “Солнышко” на базе МАОУ гимназия № 108
(далее ЛДПД “Солнышко”)
программы

разработана на основе Примерной рабочей

воспитания

разработанной

для

Федеральным

общеобразовательных

государственным

организаций,

бюджетным

научным

учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской
академии

образования»

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами:
-

Конституцией Российской Федерации (принята всенародным

голосованием

12.12.1993, с

изменениями,

одобренными

в

ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
-

Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей

ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
-

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации».
-

Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся».
-

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
-

Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной

политике в Российской Федерации».
-

Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской

Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.

-

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
-

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». - Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
-

Государственной программой Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
-

Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями) ЛДПД “ОЛИМП” относится к организациям отдыха детей и
их оздоровления.
Рабочая

программа

является

методическим

документом,

определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы,
осуществляемой

в

ЛДПД

“Солнышко”,

разрабатывается

с

учетом

государственной политики в области образования и воспитания.
Рабочая программа создана с целью организации непрерывного
воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с
общим и дополнительным образованием, соотносится с Рабочей программой
воспитания МАОУ гимназия №108.
Рабочая программа предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе
духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического
направления воспитания.
Рабочая программа включает три раздела: целевой; содержательный;
организационный.
Приложение: календарный план воспитательной работы

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в ЛДПД
“Солнышко” определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С

учетом

мировоззренческого,

этнического,

религиозного

многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России,
традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента
содержания

воспитания,

реализуемого

на

добровольной

основе,

соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями

в
и

потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
детей.
Воспитательная деятельность в ЛДПД “Солнышко” реализуется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
зафиксированными

в

Стратегии

развития

воспитания

в

Российской

Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию
и защите
Родины.

1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание
условий для личностного развития, самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи

воспитания

интеллектуальнокогнитивной,

определены

с

учетом

эмоционально-оценочной,

деятельностно-практической составляющих развития личности;
-

усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
-

формирование и развитие позитивных личностных отношений к

этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных
отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально
значимых дел).

1.2.

Методологические

основы

и

принципы

воспитательной

деятельности
Методологической основой Рабочей программы воспитания ЛДПД
“Солнышко”

являются

антропологический,

культурно-исторический

и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в ЛДПД “Солнышко” основывается на
следующих принципах:
-

принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок

имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его
достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
ценностей

принцип ценностного единства и совместности. Единство
и

смыслов

воспитания,

разделяемых

всеми

участниками

образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
-

принцип культуросообразности. Воспитание основывается на

культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
-

принцип следования нравственному примеру. Пример, как

метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка,
побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
-

принцип

безопасной

жизнедеятельности.

Защищенность

важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание
через призму безопасности и безопасного поведения;
-

принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.

Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-

принцип

инклюзивности.

Организация

воспитательного

процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные

принципы реализуются

в

укладе

ЛДПД

“Солнышко”, включающем воспитывающие среды, общности, культурные
практики, совместную деятельность и события.
Уклад

–

общественный

договор

участников

образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные
ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий
культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую
среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая

среда

–

это

особая

форма

организации

образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая

среда

определяется

целью

и

задачами

воспитания,

духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются
ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
Ключевым
временный

детские

(одновозрастные

механизмом
детский

воспитания
коллектив.

и
в

разновозрастные
ЛДПД

Чтобы

“Солнышко”

эффективно

отряды).
является

использовать

воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо
учитывать особенности и закономерности развития временного детского
коллектива.
-

детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и

сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Воспитатель».

1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
гражданское

-

гражданской

воспитание,

идентичности,

формирование

принадлежности

к

российской

общности

граждан

Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к

другим

народам

России,

формирование

общероссийской

культурной

идентичности;
-

духовно-нравственное развитие и воспитание детей на основе

духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
-

эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры

на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
-

экологическое

воспитание:

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
-

трудовое

воспитание:

воспитание

уважения

к

труду,

трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение
деятельности;

выдающихся

результатов

в

труде,

профессиональной

физическое воспитание и воспитание культуры здорового

-

образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности;
познавательное

-

направление

воспитания:

стремление

к

познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию.

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основные традиции воспитания в ЛДПД “Солнышко” являются:
совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ

-

организации воспитательной деятельности;
создание

-

условий,

при

которых

для

каждого

ребенка

предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора,
лидера того или иного дела);
создание условий для приобретения детьми нового социального

-

опыта и освоения новых социальных ролей;
проведение общих мероприятий ЛДПД “Солнышко” с учетом

-

конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной
активности;
-

включение детей в процесс организации жизнедеятельности

временного детского коллектива;
детских

формирование коллективов в рамках отрядов, студий, и иных
объединений,

установление

в

них

доброжелательных

товарищеских взаимоотношений;
-

обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;

и

-

ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в

воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность

воспитательного процесса

в

ЛДПД

“Солнышко” заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность

–

короткий

период

лагерной

смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе
которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует
созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным
опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего
окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности ЛДПД “Солнышко”. Содержание, виды и
формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих
модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение) и программой
смены (приложение), утверждаемых ежегодно на предстоящий год (сезон) с
учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей
Рабочей программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ 2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию,
формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
● Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный
план воспитательной работы и проводятся1 по единым федеральным
методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - День русского языка;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
27 июня - День молодежи;
8 июля - День семьи, любви и верности;
10 августа - День физкультурника;
22 августа - День государственного флага Российской Федерации; 27
августа - День российского кино.
● Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных
значимым отечественным и международным событиям.
● Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
● Взаимодействие

с

общественными

организациями

Российской

Федерации, региона.
● Формирование межкультурных компетенций.

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия ЛДПД “Солнышко”
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия ЛДПД
“Солнышко”, в которых принимает участие большая часть детей.
1

Исходя из периода работы смены в ЛДПД “Солнышко”

Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий ЛДПД
“Солнышко” предусматривает:
● торжественное открытие и закрытие смены;
● тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий
согласно перечню основных государственных и народных праздников,
памятных дат2;
● торжественная церемония выноса (подъема) Государственного флага
Российской Федерации;
● тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
● мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания

2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с
детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда.
Временный

детский

коллектив

или

отряд

–

это

группа

детей,

объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях
детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала
отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского
коллектива:
● Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени
(15 рабочих дней).
● Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы
ранее.
2

Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями
общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами для детского лагеря, документами
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания
Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения
Российской Федерации, методическими рекомендациями государственных органов исполнительной власти в
сфере образования. В детском лагере может утверждаться свой календарь памятных дат и знаменательных
событий на год (сезон), составленный с учетом перечисленных документов.

● Автономность

существования: влияние

внешних

факторов

уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например,
семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое
место жизнедеятельности.
● Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в
совместную деятельность.
● Завершенность

развития:

полный

цикл:

от

формирования

до

завершения функционирования.
Отрядная

работа

строится

с

учетом закономерности

развития

временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики
развития лагерной смены.
Реализация

воспитательного потенциала

отрядной

работы предусматривает:
● планирование и проведение отрядной деятельности;
● поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности

обсуждения

и

принятия

решений,

создания

благоприятной среды для общения; доверительное общение и
поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
● организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение
каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в
разных

ролях:

сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
● формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд

поможет знание периодов развития временного детского коллектива –
этапов развития межличностных отношений;
● предъявление

единых

педагогических

требований

(ЕПТ)

по

выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию,
дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
● принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в ЛДПД “Солнышко”, а также символов, названия,
девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно
к этому конкретному коллективу;
● диагностику

интересов,

склонностей,

ценностных

ориентаций,

выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
● аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
● поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
● сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
● огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода,
огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек.
Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая
собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня,
анализ

проведенных

акций

и

складывающихся

в

отряде

взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная
форма работы.

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная
деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта
(творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу

данной

методики

составляет

коллективная

творческая

деятельность,

предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах
организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает
личность определенным видом общественного ценного опыта.

2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация

воспитательного

потенциала

системы

детского

самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной
деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на
развитие

коммуникативной

ответственности,

формирование

культуры
навыков

детей,
общения

инициативности
и

и

сотрудничества,

поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период.
На уровне ЛДПД “Солнышко”: самоуправление в детском лагере
может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного
отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя3: совет
отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим
органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого
решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа,
проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг
и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При формировании

структуры отрядного самоуправления

эффективным может оказаться применение метода чередования творческих
поручений (ЧТП).

2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним
из основных видов деятельности и реализуется через:
-

программы профильных (специализированных, тематических)

-

деятельность кружковых объединений, секций, клубов по

смен;

интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях ЛДПД
“Солнышко”4
Реализация

воспитательного

потенциала

дополнительного

образования предполагает:
-

приобретение

новых

знаний,

умений,

навыков

в

привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
3
4

развитие и реализация познавательного интереса;

В зависимости от игрового сюжета смены
В зависимости от направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная;

техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.

-

вовлечение

детей

в

интересную

и

полезную

для

них

деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
-

формирование и развитие творческих способностей детей.

2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях,
освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование
ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления
и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в ЛДПД “Солнышко”, направленных на
воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
● физкультурно-спортивные

мероприятия:

зарядка,

спортивные

соревнования, эстафеты, спортивные часы;
● спортивно-оздоровительные
воздухе;

события

и

мероприятия

на

свежем

● просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и
спортом;
● встречи с известными (интересными) людьми - общественными
деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая

ребенка

предметно-эстетическая

среда

ЛДПД

“Солнышко” обогащает его внутренний мир, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком ЛДПД “Солнышко”.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
● тематическое оформление интерьера помещений ЛДПД “Солнышко”
(вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.)
и игровых комнат, где находятся дети;
● озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей,
оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих;
● оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои
фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма
отражения

жизнедеятельности

информирующая

и

отряда,

воспитывающая

постоянно

одновременно,

действующая,
вызывающая

интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного
уголка

принимает

участие

весь

отряд,

воспитатель

является

организатором и идейным вдохновителем;
● событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных
дел и т.п.);
● оформление

образовательной, досуговой и

спортивной

инфраструктуры;
● совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип,
элементы костюма и т.п.);

● регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по
благоустройству участков территории ЛДПД “Солнышко” (например,
высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного
декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
● акцентирование

внимания

детей

посредством

элементов

предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях ЛДПД “Солнышко”, его традициях,
правилах;
● звуковое пространство ЛДПД “Солнышко” – работа детского радио,
аудио

сообщения

нравственной,

(информация,

музыка)

позитивной

гражданско-патриотической

духовно-

воспитательной

направленности, исполнение гимна РФ;
● «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления,
афиши и т.п.;
● размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчетов об интересных событиях ЛДПД “Солнышко”.
В ЛДПД “Солнышко” широко используется логотип на баннерах в здании,
на бланках грамот, наградных материалах для детей с целью с целью
формирования корпоративной культуры, бренда лагеря (приложение).

В

рамках смен используется игровая валюта Солярик - (приложение к
программе).

2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития

личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных

ситуаций

и

влияющих

на

повышение

устойчивости

к

неблагоприятным факторам;
Реализация

воспитательного потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в ЛДПД “Солнышко” предусматривает:
● физическую и психологическую безопасность ребенка в новых
условиях;
● целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию в ЛДПД “Солнышко” эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
● разработку

и

реализацию

разных

форм

профилактических

воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения,
безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных

сетях,

деструктивные

молодежные,

религиозные

объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения,
противопожарная

безопасность,

гражданская

оборона,

антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
● организацию

превентивной

одобряемого

поведения,

саморефлексии,

работы
развитие

самоконтроля,

со

сценариями

у

обучающихся

устойчивости

социально
навыков

к

негативному

сфере

укрепления

воздействию, групповому давлению;
● поддержку

инициатив

детей,

педагогов

в

безопасности жизнедеятельности в ЛДПД “Солнышко”, профилактики
правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя
(походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность.

2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
ЛДПД “Солнышко” являются воспитатели, а также они являются важным
участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их
компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит,
насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества ЛДПД “Солнышко”. Детский лагерь для ребенка начинается с
воспитателя, раскрывается через воспитателя. Все нормы и ценности
актуализируются ребенком, в том числе через личность воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
● родительские собрания (очно/онлайн), на которых обсуждаются
организационные вопросы деятельности ЛДПД “Солнышко”, вопросы
возрастных особенностей детей;
● освещение жизни ЛДПД “Солнышко” через группу гимназии в
социальной сети ВКонтакте и Телеграм канал лагеря, на официальном
сайте гимназии.
● привлечение родителей к участию в онлайн конкурсах в социальной
сети ВКонтакте и Телеграм канале лагеря.
На индивидуальном уровне:
● работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
● индивидуальное консультирование по организационным вопросам, а
также c целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей;

● получение обратной связи от родителей через онлайн анкеты по итогам
проведения смены в ЛДПД “Солнышко”.

2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их
воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей организуются5 туристские походы,
экологические

тропы,

тематические

экскурсии:

профориентационные

экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей,
картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них

навыков

самообслуживающего

труда,

обучения

рациональному

использованию своего времени, сил, имущества.

2.13. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и
значимости очных воспитательных мероприятий для детей.
Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации
воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий,
электронных

информационных

ресурсов,

цифрового

контента

и

технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно
актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

5

В зависимости от темы смены и игрового сюжета

Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
● формирование

культуры

информационной

информационной

безопасности,

грамотности, противодействие распространению

идеологии терроризма;
● освещение деятельности ЛДПД “Солнышко” в официальной группе в
социальной сети Вконтакте и на официальном сайте МАОУ гимназия
№ 108, в Телеграм канале лагеря.
2.14. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с

другими

организациями, организациями

образовательными

культуры

и

спорта,

общественными объединениями, разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада ЛДПД “Солнышко”.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
● участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках Рабочей программы воспитания ЛДПД
“Солнышко” и календарного плана воспитательной работы (выставки,
встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные,
региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и
т.п.);
● проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной

направленности

при

соблюдении

требований

законодательства Российской Федерации;
● социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности,

ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа

воспитания

реализуется

посредством

формирования

социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных
отношений

руководствоваться

едиными

принципами

и

регулярно

воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной
деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором
создаются

условия

для

эмоциональнопривлекательной

обеспечения

деятельности

воспитывающей,

детей,

удовлетворения

потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и
самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное
окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной
деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение
взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления
воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный
рядом

преимуществ

потенциал детского
по

сравнению

с

лагеря

другими

обладает

образовательными

организациями:
-

добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в

детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность
ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
-

творческий характер деятельности;

-

многопрофильность;

-

отсутствие обязательной оценки результативности деятельности

ребенка, официального статуса;
-

опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с

детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах
высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация
личности.
Воспитательный

потенциал

ЛДПД

«Солнышко»

позволяет

осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды
проживания в условиях временного детского объединения – социальной
микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях
детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря ЛДПД «Солнышко»
Традиции и инновации:
• Сочетание

проверенных

современными

временем

игровыми

педагогических

технологиями

(квесты,

методик

с

проектная

деятельность).
• Ежегодное обновление тематики смен при сохранении ключевых
ритуалов (линейки, свечки, награждение активных участников).
Четкий распорядок дня:
• Сбалансированный режим, включающий:
• Зарядку, образовательные и творческие занятия.
• Спортивные мероприятия (ГТО, игры на свежем воздухе).
• Время для отдыха и рефлексии («свечки»).
Отрядная система:
• Деление на отряды по возрастам (6,5–18 лет) с учетом психологических
особенностей каждой группы.
• Развитие самоуправления через Совет и распределение ролей среди
детей.

Мотивационная система:
• Внутрилагерная валюта «Солярик», (баллы для общего рейтинга
отряда).
• Экраны достижений, «домики настроения» для отслеживания личного
прогресса.
Комплексный подход к воспитанию:
5 ключевых направлений:
• Гражданско-патриотическое
• Спортивно-оздоровительное
• Творческое
• Экологическое
• Трудовое
Особая атмосфера:
• Акцент на доброжелательность, поддержку и доверие (законы лагеря:
«Закон чести», «Закон заботы», «Закон добра»).
• Ритуалы и традиции: утренние линейки, тематические дни, исполнение
гимна лагеря.
Безопасность и комфорт:
• Медицинский контроль, соблюдение санитарных норм.
• Зонирование пространства: игровые комнаты, спортивный зал, место
для приема пищи.
Социальное партнерство: совместные проекты с музеями, театрами,
спортивными центрами (например, выезды в лазертаг, боулинг, киностудии).

Обратная связь:
• Использование соцсетей для информирования родителей.
• Анкетирование детей и педагогов по итогам смены.

Уклад лагеря строится на гармонии дисциплины и творческой свободы, где
каждый ребенок может проявить себя в безопасной и дружественной среде.
Акцент на игру, коллективную деятельность и социальную значимость дел
делает «Солнышко» не просто местом отдыха, а пространством для развития
и самореализации.
Организационно-правовая форма: Лагерь с дневным пребыванием детей
(ЛДПД) на базе МАОУ гимназия№ 108 (г. Екатеринбург).

Направленность:
• Социально-педагогическая (гражданско-патриотическое воспитание,
формирование здорового образа жизни, экологическая культура).
• Творческая (развитие художественно-эстетических навыков через
мастер-классы, конкурсы, театральные постановки).
• Спортивно-оздоровительная (ГТО, игры на свежем воздухе).
Режим деятельности:
Сезонный (весенние и летние каникулы, 2 смены (март, май-июнь).
Дневное пребывание (с 8:30 до 14:30, с питанием и организованными
мероприятиями).

Наличие социальных партнеров:
Программа предполагает сотрудничество с:
• Культурными учреждениями: ЦК "Урал" (спектакли), киностудии,
музеи
• Спортивными объектами: лазертаг, боулинг.
Образовательными и общественными организациями: взаимодействие с
МЧС,

ГИБДД, МВД для профилактических бесед.
Уникальность лагеря:
• Сюжетно-ролевая игра с элементами квеста, мотивационной системой
(«Солярики»)
• Комплексный подход
• Преемственность: многие вожатые — бывшие воспитанники лагеря.
Интерактивность: использование соцсетей для обратной связи с родителями.

Проблемные зоны и пути их решения.
Дефициты:
• Кадровая текучесть: часть воспитателей — педагоги, не всегда
адаптированные к лагерной специфике.
Решение: Проведение обучающих мастер-классов перед сменой.

• Риск низкой вовлеченности детей: сюжет может не заинтересовать всех
возрастных групп (6–18 лет).
Решение: Гибкая корректировка программы с учетом интересов отрядов.

• Погодные риски: часть мероприятий запланирована на улице.
Решение: Заранее подготовленные «запасные» активности.

• Организационные сложности:
Логистика выездов (лазертаг).
Решение: Четкое расписание и контроль со стороны сопровождающих.

Кадровое обеспечение

• Руководство: начальник лагеря, зам. по ВР.
• Педагогический состав: 19 воспитателей (включая учителей школы).
• Медицинский работник
• Технический персонал: 4 работника столовой, 1 МОП.
Программа ЛДПД «Солнышко» сочетает традиционные методы воспитания с
инновационными игровыми технологиями. Основные риски связаны с
адаптацией кадров и вариативностью погодных условий, но механизмы их
минимизации прописаны в программе смены. Уникальность лагеря — в его
многоуровневой сюжетной игре и сильной социальной составляющей.
ЛДПД «Солнышко» расположен на базе МАОУ гимназия № 108.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском
лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится
каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их
решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере,
являются:
-

принцип гуманистической направленности осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
-

принцип развивающего характера осуществляемого анализа,

ориентирующий

экспертов

на

использование

его

результатов

для

совершенствования

воспитательной

деятельности

педагогических

работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно
фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает
им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать
изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
модулей программы.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
-

социологические:

опрос

участников

образовательных

отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и
контекстный анализ;
-

педагогические:

тестирование,

собеседование,

педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с
детьми, метод самооценки.

Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере
воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом

анализа

являются

воспитательные

мероприятия

и

результаты воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.

Приложение №1

Логотип ЛДПД “Солнышко”

Пример использования атрибутов ЛДПД “Солнышко”
Грамоты, блокноты, подарки

Приложение №2

Игровая валюта ЛДПД “Солнышко” Солярик

Солярики могут быть заработаны:
• в результате соблюдения дисциплины, чистоты в и на территории Солнцеграда;
• в результате участия в работе творческих объединений и спортивных секций;
• в результате участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
• в результате организации отрядами своих мероприятий и акций для других
отрядов;
Игровой единицей наполняется общелагерный экран достижений отряда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».